Школьные годы оставляют в нашей душе неизгладимый след. И память хранит самые дорогие воспоминания. Для кого-то школа-это замечательное беззаботное время, встречи с друзьями, первая любовь. А для кого-то школа становится судьбой, неотъемлемой частью жизни, профессией. И, наверное, неудивительно, что в нынешнем коллективе нашей школы почти третья часть учителей - выпускники четырнадцатой. Л.В.Звада, Н.А.Черкасова, Т.А.Краскова, С.А.Арыкова, Е.Е.Спиридонова, Ю.Ю.Юдкина, Д.В.Егорова, Л.Г.Зиязова, О.В.Хасьянова….. Наверное, школьные годы наших учителей были незабываемы, и они захотели, чтобы именно школа стала их жизнью. Слово ещё одной выпускнице, нашему коллеге.
Я горжусь своей профессией!
Учитель – свеча, которая
светит другим, сгорая сама.
Д. Руффини.
Лето 2009 было самым трудным в моей судьбе. Предстояло выбрать главное дело всей жизни. Были такие метания! От занятий психологией до менеджмента в образовании! Но звонки о зачислении из приемных комиссий из Омского и Томского университетов не обрадовали. Душа была неспокойна. «Не твоё»,- твердила она. «Зачем идешь в педагогику?» - сочувственно спрашивали окружающие. Но желание нести знания малышам пересилило. Хорошо все обдумав, я сделала первый шаг в мир детских судеб, надежд и разочарований, став студенткой Киселевского педагогического колледжа и вполне удовлетворена своим решением.
Я - учительский ребенок, второе поколение в нашей теперь уже династии. Такие понятия, как «аттестация», «лицензирование», «расписание» знакомы мне с тех пор, как стала осознавать себя. Вечера и праздники в нашей семье – это мини – педсоветы. Мне всегда нравилось погружаться в мир людей, живущих интересно и необыденно, мир людей, для которых учительство стало призванием. Я очень хочу, чтобы мои ученики последовали моему примеру и тоже пошли учиться педагогическому мастерству, как я пошла учиться по стопам своей мамы… Моя мама 22 года служит школе. Я благодарна ей за то, что именно она послужила «рычагом» в запуске моего решения стать учителем. Это не значит, что только один учитель послужил мне примером и основой моих знаний. Часто представляю свою первую учительницу Светлану Никитичну Максимову. Такой педагог, как она достоин подражания. Она, если хотите, была скульптором наших душ на раннем этапе их существования. В этом и заключается неповторимое искусство учителя, человека с полубожественной функцией созидателя.
Каждый учитель школы 14 оставил след в моей душе. Мне повезло. Моя школа стала для меня родной, моим вторым домом. Конечно, благодаря учителям. Мудрым и рассудительным, строгим и лояльным, творческим и активным, любящим детей… Этот ряд качеств можно до бесконечности продолжать, но всех моих учителей объединяет одно – любовь к детям. У меня сложилось представление о том, каким должен быть настоящий учитель. Ему свойственны самоотдача, любовь к своему делу, сила характера…
Мне кажется, что ни одна профессия не дала миру столько самоотверженных людей, как учительство! Учителя жертвуют ради своих воспитанников временем, здоровьем, личной жизнью. В превосходной степени самоотверженность проявляется в экстремальных ситуациях. Польский педагог Януш Корчак, не задумываясь, отдал сердце детям, шагнув вслед за ними в фашистскую газовую камеру.
Но в мирное время… Как удар молнии прозвучало в нашей семье известие о захвате 1 сентября 2004 года в маленьком осетинском Беслане школы №1. Ведь там работала учителем истории мамина сокурсница, выпускница ВКШ при ЦК ВЛКСМ Дарима Аликова. Я запомнила тетю Дариму строгой, сдержанной, серьезной, с чуть заметной улыбкой смотревшей на наши детские шалости…
Ее нашли на восьмой день после трагедии. .. Очевидцы говорят, что тетя Дарима могла спасти себя, но она выбрала сражение с нелюдями - террористами, чтобы были спасены маленькие дети. Она подсаживала их в окно, помогала им бежать из расстрелянной, школы, из огненного ада. Тетя Дарима разворачивала букеты подаренных ей цветов и поштучно давала их детям, чтобы они могли хоть как-то утолить жажду.
Через год после трагедии муж тети Даримы Александр по старинному кавказскому обычаю дал мне денег на помин души дорогой жены. Мы купили на них чайный сервиз. Теперь он – непременный атрибут нашего первосентябрьского стола. Рядом – поминальная свеча. Мы пьем чай, и я говорю : «Царство небесное тебе, тетя Дарима. Пусть земля тебе будет пухом. В моей учительской жизни ты всегда будешь примером самоотверженности и героизма» .
Учительская профессия – одна из самых ответственных. Учителя наставляют, учат, волнуются за учеников. Они не требуют благодарности. Они просто знают, что очень нужны воспитанникам.
Все начинается с учителя. Поэтому справедливо, что рядом с именами ученых и инженеров, космонавтов и земледельцев, шахтеров и программистов , по праву должно стоять имя учителя, который помог мастерам найти свое призвание…
Учитель должен ощущать себя некоей целостностью, гармоничным миром, не обязанным быть копией другого,- исполненным духовного комфорта, из которого можно черпать, не истощая его … Каждый, кто может поклониться Учителю - всей ли жизни или мгновению, должен это сделать…
Наталья Олеговна Рожкова, классный руководитель 1 «В» класса, выпускница 2009 г.
На фото: Наташа Рожкова с одноклассницами. Наталья Олеговна Рожкова с учениками.
Павел Киселёв,
выпускник 2004 года:
-С теплотой в душе
вспоминаются школьные годы! Совсем вроде бы недавно для нас прозвенел последний
звонок, а когда начинаешь вести подсчет, глаза округляются!
10 лет прошло с той
чудесной и замечательной поры. Лично для меня, школа - это один из первых и главных
этапов жизни, она дала не только знания в различных науках и предметах, а так
же научила меня главному, общению и взаимопониманию! Очень много друзей
осталось со школьной скамьи, с кем-то общаешься больше, с кем-то не так часто.
Я сейчас очень люблю и ценю домашние посиделки с друзьями, на которых мы
вспоминаем школьные годы! То мы закатываемся от смеха, вспоминая смешные и
казусные моменты, то проскакивает немного печальная нотка от того что те годы
уже не вернуть! Вспоминая школу, заряжаешься небывалым позитивом и отличным
настроением!
На фото: «Человек с
автоматом»-КВНщик Павел Киселёв
Наталья Заикина, выпуск
2009:
-Какие мои воспоминания
о школе?! Что ж, сказать, что я была человеком творческим - ничего не сказать) ,
и нас много таких! Школьные годы запомнились
мне не распитием пива по подъездам,
втайне от родителей. Это был наш мир, где творил каждый, привносил что - то
новое и необузданное, и многое заслуживало высокой похвалы! Честно, не знаю,
как течет школьная жизнь сейчас ( думаю ЮЮЮ не дает спуску)), но пять лет назад
мы не только успевали учиться, но и участвовать во всех мероприятиях, писали
всевозможные сценарии и ходы, работало школьное радио ( которое с утра немного
раздражало невыспавшихся школьников),школьная газета, на фотографиях которой
было приятно появляться ( Добрыдина, помню, за ночь до выпуска в типографии
возилась), а про КВН, ШТЭМ - это отдельный разговор ( мне не хватит места в
газете, чтобы все написать). Конечно, я хочу сказать огромное спасибо
ПАЙМУРЗИНОЙ ТАТЬЯНЕ ГЕОРГИЕВНЕ за то, что она помогла поверить в себя, была
прекрасным советником и другом ( Татьяна Георгиевна, ну с Гарматюком мы пара
никакая!!).
Отдельное спасибо ЧУПРИКОВОЙ ВЕРЕ НИКОЛАЕВНЕ !! Она
пристроила мою болтливость куда следует, и это принесло свои плоды! До сих пор рассказываю про свои победы под ее
руководством. Математика мне в жизни не пригодилась, но МЕДВЕДЕВУ ИВАНУ
АЛЕКСЕЕВИЧУ спасибо огромное! Нам нравилось ходить на его занятия. Он всегда
мог приободрить и поднять настроение! Помню, написал на доске сложный
километровый пример и дал решать: а сам пошел по классу, смотреть, кто как
решает! Подходит к нам с Царапкиной,
значит, а там ну ВСЕ НЕПРАВИЛЬНО!!! Он посмотрел, и говорит: «Мдаааа... Заикина и Царапкина
на Нобелевскую премию идут - новые решения выдумывают, каких в природе не
сушествует!» Так и повелось у нас
называть нобелевскими лауреатами тех, кто в математике не разбирается!!!
С
физкультурой у нас проблем не было, за что КУЗНЕЦОВОЙ ЛЮДМИЛЕ ВЛАДИМИРОВНЕ
спасибо! До сих пор отжимаюсь!! Нашему классному руководителю Татьяне
Степановне спасибо за терпение, и понимание! Она поддерживала нас во всех начинаниях! Хочется выразить
огромную благодарность ЗВАДА ЛЮБОВИ
ВАСИЛЬЕВНЕ, как тяжело было запоминать даты по истории, и такой
огромный объем информации! Она усердно
готовила нас к экзаменам, мы часто собирались в музее за круглым столом, чтобы
все могли видеть друг друга при обсуждении важных тем!
Ну и ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА, это человек солнце, которое греет людей, а они, в свою
очередь готовы творить и мечтать, воплощать новые идеи в жизнь и гордиться
сделанным!! Спасибо Вам!
«Стартины»- это часть меня, это все
начиналось с нас). Уже с 7-го класса мы выступали на городском
уровне.
Желаю ребятам, которые защищают честь школы , не только творческих
успехов. Вкладывайте частичку себя, отдавайтесь делу полностью! Я , помню, даже спать спокойно не могла, что-
то приходило в голову, я могла встать посреди ночи и сочинить комбинацию). Это как
вдохновение у художника, только танцевальное!
КВН, ШТЭМ- это особый мир! На сцене ты становишься другим человеком!
Никогда не забуду "Вероника решает умереть". У меня на сцене
случилась истерика, настолько мы прониклись. У зрителя наворачивались слезы,
это было приятно. Помню , я так хотела главную роль, а ЮЮЮ говорит: «Ну зачем
тебе это?! Ну ты не подходишь. Типаж другой! Ты милая и хорошая, зачем тебе
жизнь самоубийством кончать???» Ну
ладно, думаю, задобрила, и обида вскоре прошла!!
Хочу передать привет всем моим одноклассникам, со многими мы общаемся в
интернете, но хотелось бы видеться чаще!
А также привет всем преподавателям
и директору школы Шаффу Игорю Георгиевичу! Вас ждет оооочень интересный подарок от нашего
выпуска.)
Двойку пополам, или Шаффом по затылку
У
нас были самые классные джинсы в школе. У меня - синие клеш с розовой, белой и
красной вельветовыми вставками, а у Маши - широченные темно-зеленые
"трубы", как бы протертые спереди. 14 лет назад, в 2000 году (и моем восьмом классе), это было
очень круто.
Когда
Валентина Игнатьевна, тогдашний директор, увидела меня в коридоре, она больно
сжала мой локоть и сказала, чтобы в таком виде я в школу больше не являлась. На
следующий день я пришла с выкрашенными в ярко-рыжий цвет волосами. В знак
протеста. И, разумеется, в тех же джинсах. Моя коротко постриженная голова была
похожа на спелый апельсин.
…Внимательно
изучая рисунок ковра в кабинете директора, я слушала, как должна вести себя
девочка. Но угрозу исключить меня из школы сразу отмела как несостоятельную
(про себя, разумеется): ну кто, скажите на милость, выгоняет учеников, с
первого класса идущих на медаль?! В общем, краску было велено смыть, джинсы -
выкинуть, а мать - вызвать к директору. Не произошло ни того, ни другого, ни
третьего...
Примерно
тогда же, кстати, заговорили о возвращении школьной формы. Помню, мы с
девчонками обсуждали подробный план митинга протеста. Но лозунги не
понадобились: форму так и не ввели. А в 2013 году, осенью, я любовалась, как из
моей школы выбегают ребятишки, наряженные в одинаковые синие жилетки. Очень
красиво! Но мне кажется, мы ни за что бы на это не согласились.
*
* *
Первая
любовь настигла меня в первом классе. Он сидел на первой парте и никак не мог
сложить буквы в слова. Но старался так сосредоточенно, что с его пухлой нижней
губы на страницу учебника капала слюна. Над ним смеялись, и мое женское сердце
просто не могло его не пожалеть.
Я
читать уже умела. И считать, и немножко писать. Но он все равно отверг мои
нежные чувства. То есть он о них, конечно, и не догадывался, но я тогда поняла,
что любовь - жестокая штука. Мне было шесть лет...
*
* *
"Свобода
есть осознанная необходимость". Этот приписываемый Гегелю афоризм я
навсегда запомнила в ту секунду, когда Игорь Георгиевич Шафф огрел меня пеналом
по затылку. Мне еще повезло! Витька, как сейчас помню, не успел увернуться от
учебника. Но, в конце концов, все было честно: это же именно он на вопрос
учителя: "Что такое свобода?" - радостно ответил: "Это когда
можно все, что хочется!"
Шафф
ворвался в нашу жизнь вместе с каким-то новым ощущением: студенчества, что ли.
Он тогда только приехал из Томска. Это был девятый класс: у нас впервые
появились уроки-дискуссии, по-моему, самые интересные за все школьное время, их
даже двоечники ждали с нетерпением. Несколько девчонок были, мне кажется, в
нового учителя (молодого, подтянутого, с игривыми усиками) влюблены.
А
в одиннадцатом классе, когда нам всем уже казалось, что мы взрослые, умные и
вообще сами с усами, Шафф сделал нам еще один сюрприз: он стал директором и
начал иногда прогуливать уроки...
*
* *
"К
доске, товарищ Анна! А вы, товарищ Мария, не подсказывайте! Двойку пополам
поделю!.."
Милый,
добрый Иван Алексеич... Когда нам объявили, что легендарный Медведев (а он еще
наших родителей учил!) теперь будет вести у нас алгебру, геометрию, а еще и
классным руководителем станет, мы чуть с ума от страха не сошли. Особенно после
историй про его особенные пальцы, которыми он выкручивает всем уши...
Я
не заслужила той пятерки, что стоит у меня в аттестате. Ни по алгебре, ни по
геометрии. И не я одна. Но мы так сильно его любили! А он любил нас. И даже
ушей, кажется, никому не выкручивал...
*
* *
Эту
газету, WWW.14.RU, мы, я и Маша
Васильева (та, которая с джинсами), создали в одиннадцатом классе. Над первым
номером работали, аж ночей не спали.
Но
мы (о, дерзость!) не дали вычитать тексты ни одному из учителей русского языка,
которых в школе было, как минимум, четыре. После выхода газеты Вера Николаевна
Чуприкова подошла ко мне на перемене и довольно сообщила, что нашла сто с
чем-то ошибок, в основном, пунктуационных и синтаксических. Газета в ее руках
была исчиркана красной пастой. Внутри меня все горело от стыда, но я задрала
подбородок и возразила, что это авторские знаки и инверсии! Да, в 16 лет мы
были страсть какие взрослые...
*
* *
Когда
мы пели, танцевали, "КВНили" на вечерах встреч выпускников, я
смотрела на мужчин и женщин, которые приходили в школу, и была абсолютно
уверена, что 2014 год никогда не наступит, что 10 лет - это очень много и
истечь они просто не могут.
В
то же время я точно знала, что если уж это каким-то чудом и случится, то на
встречу придут все наши. И все наши думали так же. Просто ужас, как время всё
искажает...
И потому я обращаюсь к нынешним ученикам: цените каждое мгновение
жизни под названием "Школа". Цените сейчас. Если однажды вам
захочется это вернуть, ничего уже не получится...
Анна
Сницкая, ученица школы № 14 с 1993 по 2004
В огнях мерцая, тает
вечер,
От светлых чувств, душевных слов.
Сегодня в школе – радость встречи,
Моих друзей – выпускников.
Улыбки, смех, рукопожатия,
От счастья вновь горят глаза,
И вновь звучат воспоминанья,
Признанья, шутки дотемна.
Как мало нам для счастья надо!
Всего один радушный взгляд, И наше детство возвращает
Забытых фотографий ряд.
Пусть не оставит равнодушным
Мир счастья, радости, цветов,
Чтоб был волнующим и нужным
Для всех нас день выпускников!
|