Главная » 2009 » Декабрь » 3 » Выпуск №22 (1-2 страницы)-
7:34 AM
Выпуск №22 (1-2 страницы)-

26 октября- 5 ноября 2009 года – ОБЛАСТНАЯ НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ  

Как правильно выбрать профессию?

             Если ты с детства знал, кем ты станешь, и никогда не сомневался в правильности своего решения, можешь закрыть эту страничку и не читать дальше. Однако таких счастливчиков мало и перед большинством из нас после окончания школы встаёт вопрос: «Кем быть?» Хорошо, если этот вопрос тревожит!   Это значит, что ты уже достаточно взрослый человек и осознаёшь степень ответственности за выбор профессии. Плохо, если мама берёт за ручку и отводит в выбранное ею учебное заведение, например педагогический институт, потому что ты, якобы, «чистый гуманитарий», а впоследствии оказывается, что ты терпеть не можешь детей.   Так как же сориентироваться самому?                   Психологи говорят, что самое главное – это чтобы будущая профессия была интересна. Если ты любишь животных и растения, то нужно выбрать профессию, в которой по ходу деятельности ты будешь так или иначе с ними соприкасаться. Если же для тебя представляет интерес техника, то такие специальности, как инженер-конструктор или физик-теоретик, будут тебе по душе.  

             Выбирай будущую профессию так, чтобы она соответствовала твоему личностному типу. К примеру, если ты не очень любишь общаться и заводить новые знакомства, то профессия, требующая постоянного контакта с людьми, не для тебя. А как же узнать самого себя? Попробуй посмотреть на себя со стороны, как бы глазами другого человека, который хорошо тебя знает. Оцени свои поступки и слова так, как будто бы ты не знал истинных мотивов, по которым они были сказаны или сделаны.   Любой хороший психолог поможет тебе определиться с выбором.

            Сейчас существует множество различных методик и тестов для определения склонностей и способностей человека. В крупных городах имеются и специальные центры профориентации, а в нашем городе работает Центр Диагностики и Консультирования, где опытные психологи помогут пройти тесты по профориентации. Но помни, что ни один, даже самый опытный, специалист, не укажет тебе конкретно профессию! Специалисты смогут лишь помочь тебе самому очертить круг своих интересов и осознать свои склонности и способности.  

Какие факторы наиболее сильно влияют на выбор профессии?    

1. Родители. Если тебе всю жизнь внушали, что хотят видеть тебя врачом, к примеру, и на «кружки» водили соответствующие, то… Однако это вовсе не значит, что к мнению родителей прислушиваться не надо! Всё-таки у них больше опыта, поэтому внимательно выслушай их доводы и прими их к сведению, однако выбор твоего будущего за тобой!  

2. Друзья. Для молодых людей позиция друзей играет, пожалуй, самую важную роль. Если тебе твой близкий друг скажет, что профессия инженера «стрёмная», а нужно идти учиться с ним «на юриста», то отстоишь ли ты свои собственные интересы, зависит исключительно от силы твоего характера.  

3. Дань моде. Всегда существует та или иная «модная» профессия. Совсем недавно таковыми являлись менеджеры и бухгалтера. В итоге современный мир бизнеса просто «пересыщен» людьми этих специальностей, многие из которых ничего особенного собой не представляют, поскольку выбрали профессию, отдав дань моде, а не по призванию. Лучше быть хорошим каменщиком, чем плохим менеджером!  

4. Стереотипность. Это из серии: дядя Вася такой хороший человек! Он слесарь, поэтому все слесари хорошие, и я пойду в слесари. Взгляд пятилетнего ребёнка. Избавьтесь от стереотипов!  

5. Кажущаяся «лёгкость» профессии. Казалось бы, очень лёгкая профессия – актёр! «Кривляйся» себе на сцене и никаких усилий прикладывать не надо. Однако это взгляд на «обёртку». Заучивание огромных текстов, каждодневные репетиции, эмоциональная выкладка – это труд не каждому по силам. Всегда смотрите на эту самую «начинку», а не только на «обёртку»!  

              Выбрав возможную сферу деятельности, проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, какие профессии сейчас наиболее редки и востребованы, таким образом ты повысишь свои шансы на карьерный рост. Обрати внимание на то, что технологии развиваются и постоянно появляются новые профессии, специалисты в которых очень востребованы.(эти сведения ты можешь получить на сайте Кемеровского областного центра профориентации молодежи www.kemocpom.ru)  

              Проанализируй состояние своего здоровья. Возможно, существуют специальности, работая по которым, ты можешь нанести себе серьёзный вред, особенно если имеешь какие-либо хронические заболевания. К примеру, людям с болезнями сердца и сосудов не стоит выбирать профессию, сопряжённую с сильными нервными и физическими перегрузками (лётчик).  

              Не думай, что если ты ошибёшься с выбором профессии, то испортил себе всю жизнь. Всегда есть шанс поступить ещё раз в институт или, имея базовое «высшее», окончить всевозможные курсы.   Если есть возможность, познакомься с аспектами выбранной тобой профессии, что называется «вживую». Так многие будущие врачи работают санитарами или медсёстрами.  

                Последний этап посвящён выбору ВУЗа, колледжа, техникума, иначе говоря, того учебного заведения, в котором можно получить специальность и освоить профессию. Этот этап является своего рода апофеозом всей проделанной ранее работы. На что же здесь следует обратить внимание? Главной ценностью любого учебного заведения является его преподавательский состав. От уровня его профессионализма напрямую будет зависеть, насколько подготовленным специалистом ты станешь. Желательно ознакомиться и с расписанием занятий. Указанные в нем предметы, а также количество отведенных на каждый из них часов позволит тебе оценить объем предлагаемых данным факультетом знаний. Помни, что обучение должно соответствовать Государственному образовательному стандарту по данной специальности. В противном случае будущий студент рискует получить неполный набор знаний, что приведёт в дальнейшем к затруднениям в процессе использования их в профессиональной деятельности.  

                Стоит обратить внимание на техническое и материальное оснащение учебного процесса (библиотека, компьютерные классы, специально оборудованные кабинеты и т.д.). Можно прислушаться к мнению студентов, а лучше выпускников данного учебного заведения. Ну и конечно репутация учебного заведения играет немаловажную роль.   На самом деле все эти советы просты и давно всем известны, но наши страхи и лень заставляют о них забывать. Путь к любимой профессии лежит через упорный труд и работу над собой. А главное, не пытайтесь делать так, как кажется проще, ведь проще не значит лучше.

Предлагаем вашему вниманию популярный тест,

позволяющий определить тип профессии, к которой вы, скорее всего, имеете склонность. В каждой из 20 пар (например,1а-1б) предлагаемых видов деятельности вам нужно выбрать только один вид и отметить его знаком « + ». Время обследования не ограничивается, но над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

1а. Ухаживать за животными или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту:

Типы профессий Номера вопросов

Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

По какому типу профессий вы набрали большее количество баллов?

Название типов профессий:

«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

«человек–техника» –все технические профессии;

«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

«человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). Психологические требования профессий «человек-природа»:развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:технические объекты (машины, механизмы);материалы, виды энергии. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их). Психологические требования профессий «человек-техника»: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются: тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик); чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор). Психологические требования профессий «человек-знаковая система»: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:художественный образ, способы его построения.Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:люди.Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня); бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер); информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор); защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Психологические требования профессий «человек-человек»: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

- Кем будешь? – Юристом или экономистом… 

Такой разговор можно было услышать пару лет назад на любом выпускном вечере. Ситуация на рынке труда меняется и важно следить за ней, ведь юристы и экономисты, подготовленные в годы высокой популярности этих специальностей, спустя пять лет учёбы с трудом устраиваются на работу- столько их выучилось! А что у нас? 

Современная ситуация на рынке труда Кузбасса.(данные за первое полугодие 2009 года)

           По данным ГУ «Центр занятости г.Кемерово» , наибольшим спросом на рынке труда в первом полугодии 2009 года пользовались следующие специалисты:

В области здравоохранения (врачи, акушерки, фельдшеры, фармацевты и др.)-265 вакансий

Учебно-воспитательский, преподавательский персонал (преподаватели, учителя, воспитатели) -177 вакансий

Контрольно-инспекторский персонал (инспекторы, ревизоры)-123 вакансииДостаточно высоким оставался спрос на рабочие профессии и специальности:

Грузчики, подсобные рабочие, фасовщики и др – 1949 вакансий

Маляры, штукатуры, облицовщики и др.- 1588 вакансий

Каменщики, печники др. – 1402 вакансии

Также нужны: слесари, электрослесари, горничные, монтеры пути, рабочие растениеводства, пекари, повара.

А вот предложение превышает спрос в следующих специальностях:

Управляющие, директора, начальники, командиры и др.- 196 безработных на 16 вакансий

Главные специалисты, заведующие, мастера -1371 безработный на 270 вакансий(!!!)

Бухгалтеры, товароведы, экономисты – 499 безработных на 72 вакансииТехники, технологи – 218 безработных на 54 вакансии

Кроме того, предложение существенно превышало спрос на рабочие профессии:

Водителя – 435 безработных на 287 вакансий

Кладовщика – 157 безработных на 17 вакансий

Продавца, официанта, бармена, буфетчика -468 безработных на 243 вакансии

Сторожа, вахтера, сиделки – 190 безработных на 40 вакансий

Для тех, кого волнует не столько трудоустройство, сколько оплата этого самого труда, сообщаем: самые высокие заработные платы у работников, занятых в следующих сферах: финансовая деятельность, добыча полезных ископаемых, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование.

Ищи и находи информацию, анализируй, мотай на ус – ты принимаешь одно из самых важных в жизни решений!

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ 

          30 октября в Доме детского и юношеского туризма, экскурсий была проведена конкурсно -познавательная программа «Все профессии важны», в которой приняли участие команды обучающихся 8-9 классов школ № 15, 16, 35. Эмоциональный настрой перед конкурсом создали обучающиеся объединения «Экологический театр» ДДЮТЭ, разыгравшие несколько сценок на тему выбора профессии, и вокальная группа школы № 16.

          Задания, которые экспромтом выполняли команды, были очень интересными, заставляющими школьников показывать свою эрудицию, умение отстаивать свою точку зрения, быть внимательными и собранными: «Угадай профессию по стандартным способностям», «Узнай профессию по описанию», «Расшифрую название профессии», «Типы профессий», «Известные люди, прославившие профессию», «Плюсы и минусы профессии» и др.

           Можно сказать, что разыгралась настоящая дискуссия по поводу учительской профессии. Оказывается, что школьники хорошо понимают и, что особенно важно, ценят профессию педагога. И на этом этапе конкурса равных не было команде школы № 35. Зато обучающиеся школы № 16 лучше других знают известных людей разных профессий. А для обучающихся школы № 15 особенно успешным был этап конкурса «Типы профессий». В результате команда школы № 35 заняла I место, школы № 16 – II место, школы № 15 – III место. Жюри конкурса особо отметило высокую познавательную активность и начитанность участниц конкурса Семёновой Ирины из школы № 35 и Зеленской Марии из школы № 16.

           Несомненно, проведенная конкурскно-познавательная программа «Все профессии важны» была одинаково полезна как для членов команд, так и для болельщиков: все обогатились новыми знаниями о разнообразном мире профессий. И, кто знает, может, именно этот конкурс станет для кого-то отправной точкой в выборе своей будущей профессии – главного дела всей жизни.

                                                             В.А.Онюшева,методист МОУ ДОД «ДДЮТЭ»

Возможно, кто-то выберет свою будущую профессию потому, что на жизненном пути человеку повезло и встретился ему замечательный учитель, такой, о котором с любовью и восхищением пишут ученики…

                                        Учительница первая моя

У каждого из нас была самая первая и неповторимая учительница. Я хочу рассказать вам о своей самой замечательной первой учительнице Бойко Лилии Геогриевне и её 1 "В” классе в лицее № 1.


Автор: Лилия Георгиевна, почему вы выбрали профессию учителя начальных классов?
Л.Г.: Я очень люблю детей и поэтому решила стать учителем!
Автор: А сколько лет вы работаете учителем?
Л.Г.: В этом году в августе 25 лет - юбилей.
Автор: Сейчас у вас первоклашки, какие ощущения при работе испытываете?
Л.Г.: Волнение, переживание, как - будто в первый раз. У меня с каждым первым классом такое ощущение как - будто в первый раз.
Автор: Расскажите интересный случай из своей практики.
Л.Г.: Случаев много, про ваш класс можно целую летопись писать! А так каждый день что-нибудь интересное.
Автор: Как вы работаете с каждым классом, какие чувства вас посещают?
Л.Г.: Сначала страх, потом привыкаешь и уже становится комфортней, а потом смотришь, как они у тебя на глазах растут, сначала маленькие, потом побольше, вот в пятый класс девочки перешли, а вот ты уже в девятый.
Автор: Большое спасибо за беседу. 

Со своей первой учительницей беседовала Фадеева Кристина, обучающаяся объединения «Журналист» МОУДОД ЦРТДЮ.

У меня растут года, Скоро мне семнадцать

Кем работать мне тогда,Чем заниматься?

          Эти строки В.Маяковского, знакомые каждому с детства, становятся все более актуальными, чем ближе ты подходишь к заветной цели-окончанию школы. Момент выбора профессии является очень важным в жизни каждого человека, ведь для кого-то этот выбор становится началом славного пути, для кого-то - тернистой тропой проб и ошибок, и если кто-то давно всё решил, то многие одиннадцатиклассники до сих пор находятся на распутье- как сделать правильный выбор? Кто даст верный совет? Как выбрать профессию, чтобы работа приносила и достаток и моральное удовлетворение? Есть ли оно, твоё призвание, и каково оно?

          Для того, чтобы вы смогли ответить на все эти вопросы, с 26 октября по 5 ноября в Кемеровской области проводилась Неделя Профориентации, мероприятия которой были призваны помочь старшеклассникам получить достоверную и полную информацию по рынку труда в Кузбассе, познакомить ребят с деятельностью ВУЗов области, и даже попробовать себя в роли претендента на определенную вакансию. Определиться с выбором будущей профессии непросто, но можно быть уверенными, что все эти беседы, деловые игры, диспуты, психологические тренинги и многие другие формы работы помогут нашим выпускникам быть хорошо информированными, а значит, хорошо вооруженными на пороге трудного выбора.

           Многие из вас, читающих сейчас эти строки, скорее всего, уже знаете ответ на вопрос «Куда пойти учиться?», возможно, потому, что вы продолжите семейную династию машиностроителей или врачей, или потому, что вы с детства мечтали быть художником, и надеетесь осуществить свою мечту, а может быть, вы просто обожаете английский язык и видите себя только в роли гида-переводчика.

           Для тех, кого фраза «Выбор профессии» ставит в тупик, предназначены материалы нашего специального выпуска - здесь и рекомендации психолога, и рассказы об особенностях некоторых популярных профессий, и другие интересные материалы о проведенных мероприятиях. Читайте, размышляйте, и помните – рядом с вами мудрые взрослые, которые всегда помогут и поддержат!


Просмотров: 662 | Добавил: petrovna2106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Архив записей
Наш опрос
Кто вы, наш читатель?
Всего ответов: 82
Друзья сайта
  • Сайт школы №14
  • КВН школы в Контакте
  • ШТЭМ в Контакте
  • Школа 14 в Контакте
  • Фотостудия "Новый взгляд"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Кто на сайте